Форум » УЧИМСЯ ИГРАТЬ » Заметки гитариста аматора (учимся применять знания, и играть себе в радость) » Ответить

Заметки гитариста аматора (учимся применять знания, и играть себе в радость)

vest82: Всем читающим доброго времени суток. У меня появилось желание, поделится с вами своими познаниями в гитарном искусстве. Сразу говорю (пишу ^_^), что я не МегаГитарист. Познания я свои скопил из разнообразного печатного и видео-аудио материала. Являюсь если НЕ музыкально неграмотным, то 100% малограмотным (т.е. я не знаю нот на грифе, названий аккордов, гам, длительности нот и пауз, и мало ли чего ещё =)...). Думаю, что дочитав, до этого у вас возник вопрос, приблизительно следующего содержания - чего же он собрался нам тут рассказать? Так вот, перебрав немало материала о развитии гитарного мастерства, я заметил, что в большинстве случаев авторы предоставляют нам громадный набор упражнений, и крохотное (если оно вообще есть) объяснение, как нам потом это применять в нашей повседневной игре, когда мы всё же осилим, то или иное упражнение. Подобный материал даёт возможность развивать и улучшать саму технику движения рук при игре на гитаре, но не даёт объяснений, как внедрить эти упражнения в свой собственный репертуар. Итак, я буду стараться подробно рассказать о тех гитарных приёмах, в которых я разобрался и которые теперь могу применять на практике когда и как мне заблагорассудится. Подход мой будет малонаучный, но в замен он будет максимально прост и доступен для человека с гитарным мастерством любого уровня, и надеюсь, будет доставлять удовольствие от его применения (по крайней мере, Я к этому буду стремится ^_^...) Пару слов о том, на чём я играю. Электрогитара: Стратокастер фирмы K-Garage, гитарный процессор Zoom G2.1u, уселитель LX20R фирмы Laney. Ниже, кому интересно, ссылка на архив с фотками и примером моей игры (песни группы Ария – Бесы). Видео 0 (размер 2.85мб) http://www.megaupload.com/?d=ELZAE769

Ответов - 89, стр: 1 2 3 All

[Nitro_ONO2]: hammet пишет: p.s. изучение сольфеджио по табам -это просто безпонтовое вошканье... Умная мысль.

vest82: Метод определение гамм для построения соло по аккордам, и подбор аккордов под выбранную гамму. ---------------------------------------------------------------------------------------------------- Предисловие *** В интернете есть множество видео/аудио/текстовых школ в которых авторы рассказывают про свои удачные приёмы, способы игры, упражнения, муз. терминологию и ещё много чего. НО ни одна из виденных мной, не отвечала, ЧЁТКО и ЯСНО а следующие ВАЖНЕЙШИЕ ВОПРОСЫ: Как имея аккордовую последовательность подобрать(определить) к ним гамму(ы), и как наоборот имея соло подобрать аккорды? А без этого, если конечно не супер слух, то можно научиться создавать, либо - соло фразу отдельно, либо аккордово-ритмическую последовательность. Совместить одно с др. хз как? В итоге суть книги с кучей текста только лишь, что бы сыграть то, что в ней предложили и не более. Максимум отроете пару принципов новых вертушек... Итак, нужда - мать изобретательности. И она сподвигла меня к написанию данного метода. На саму его идею, меня натолкнул -AverS- с форума AmDm за что ему низкий поклон. -------------------------------------------------------------------------------------------- Материалы: Для моего метода нам понадобятся 2 программы: 1) Exploring Guitar, руководство и ссылку к загрузке которой советую взять здесь http://www.totalguitar.ru/?p=7 2) Guitar Pro 5 - которую легко найти на многочисленных сайтах софта в Интернете Скачиваем, устанавливаем, переходим к самому методу. --------------------------------------------------------------------------------------------- Метод определения гаммы по аккордам (+ некоторые необходимые сведения по муз. грамоте): 1) Выписываем аккорды интересующей нас композиции (рифа и т.д.) 2) Определяем ноты содержащиеся в аккордах 3) Выписываем все ноты содержащиеся в этих аккордах. Т.е. в каждом аккорде минимум 3 ноты, берём 1 аккорд выписываем из него 3 ноты, из второго уже выписываем, только те, которых не нашлось в первом и т.д. В итоге имеем набор всех нот, содержащихся в наших аккордах. 4) Просмотрев все аккорды, отмечаем в нашем наборе ноту (ноты), которые наиболее часто встречающуюся в наших аккордах. Скажем у нас 3 аккорда и в двух из них содержится нота С. Её будем считать ключевой нотой искомой гаммы, т.е. её Тоникой. 5) Перестраиваем нашу последовательность нот таким образом, чтобы наиболее часто употребляемая нота (тоника) стояла первой, а все остальные располагались за ней в порядке следования в Октаве. Т.е. октава 7 нот +5 полутонов = 12 ступеней. Октава: До(C),До диез(#) или Ре бемоль(b), Ре(D),Ре#/Миb, Ми(E), Фа(F), Фа#/Сольb, Соль(G), Сoль#/Ляb, Ля(A), Ля#/Си(b), Си(H или B), До - начало новой октавы. Гамма содержит максимум 7 ступеней. Проще говоря, пример гаммы - До(C), Ре(D), Ми(E), Фа(F), Со(G), Ля(A), Си(H или B) Итак, скажем мы имеем 6 нот выписанных нами из аккордов: E, F#, A, D, G, G. Тоникой мы определили D, то располагаем ноты так - D, E, F#, G, A, B. 6) Запускаем программу Exploring Guitar. Переходим в опцию Interval modus (вторая справа Иконка, от Иконок со стрелками + в самом низу слева, при наводе курсора на иконки, пишется названия соответствующего им раздела) В ней слева внизу мы видим 12 квадратиков, которые соответствуют ступеням октавы. Нажимаем на первую, чтобы в квадратике отобразился крестик. После этого на грифе отмечаем нашу Тоническую Ноту, в любом ей соответствующем месте. В моём примере это D. После этого, нам остаётся только расставить крестики в оставшихся ступенях так, чтобы у нас появились на грифе остальные ноты наших аккордов, в созданной нами последовательности. Т.е. второй подбираем в квадратиках ноту Е. Ей будет соответствовать квадратик с названием 2 (2/9). После подбираем, в квадратиках с b3 по 7, ноту F# и т.д. Итак мы имеем часть аппликатуры нашей гаммы по всему грифу - D, E, F#, G, A, B, ? и часть её формулы 1-2-3-4-5-6-?. 7) Ищем недостающую ноту. Включаем Guitar Pro 5, идём в инструменты гаммы. В открывшемся окне выбираем слева нужную нам тональность (нашу тоническую ноту, в этом примере это D). Далее листаем список гамм в данной тональности, ища ту, которая бы соответствовала бы части нашей уже найденной гаммы и её формуле - D, E, F#, G, A, B, ?. Т.к. нам не хватало только 1 ноты то и разброс подходящих гамм у нас не велик. Это либо MixoLydian Mode - D, E, F#, G, A, B, C либо Major Scale D, E, F#, G, A, B, С# 8) Выбрав между гаммой миксолидийского лада и мажором, возвращаемся в программу Exploring Guitar и добавляем в опции Interval modus недостающую ноту. Я выбрал Мисолидийский, соответственно добавил ноту С Всё - мы получили на грифе полную аппликатуру Миксолидийской гаммы в тональности D. Формула вышла D, E, F#, G, A, B, C и 1-2-3-4-5-6-7b(бемоль) --------------------------------------------------------------------------------------------------- Теперь, для подтверждения метода, приведу конкретные примеры его применения + кое чем его дополню. **** Пример1. Композиция от -AverS- My-33-1 В ней с 51 такта использованы 3 аккорда на Дисторшн Гитаре, А именно -№-аккорда---/----1й-----/----2й---/----3й---/-------------------------------------------- первая струна/-----------/---------/---------/-------------------------------------------- вторая струна/-----------/---------/---------/-------------------------------------------- третья струна/--2-(А)----/--0-(G)--/---------/-------------------------------------------- 4ёртая струна/--2-(Е)----/--2-(E)--/--2-(E)--/-------------------------------------------- пятая струна_/--0-(А)----/--3-(C)--/--2-(H)--/-------------------------------------------- шестая струна/-----------/---------/--0-(E)--/-------------------------------------------- *Примечание: 6 струна - самая толстая; цифры - номер лада, в скобках - названия ноты. Итак, найдя ноты аккордов, выпишем их. Получим -A, E, C, G, H. Теперь, смотрим какая из нот в аккордах встречается чаще других - это Е. Располагаем теперь ноты по очереди от Е - E, G, H, A, C. Итак, у нас 5 нот из 7 необходимых для гаммы. Чтобы определится с 2 недостающими - открываем Guitar Pro 5 и ищем в гаммах на тональность Е, те в которых содержатся наши 5 нот. Лично я нашёл такие: Phrygian -E, F, G, A, B, C, D E_Mimor - E, F#, G, A, B, C, D Aeolian - E, F#, G, A, B, C, D Harmonic Minor - E, F#, G, A, B, C, D# Ionian Harmonic -E, F#, G, A, B, C, D# Как видим по сути их 3 разных, т.к. две из них повторяют друг друга. Кроме того они показывают нам, что в нашей гамме не хватало 2 и 7 ступени и выбирать нам прийдётся между F и F# на вторую ступень и D и D# на 7. Как же сделать выбор? 1. Выстроить каждую из гамм в Exploring Guitar и попробовать их поиграть под аккорды. Какая больше понравится по звучанию и удобней будет аппликатурно - ту и берём. 2.Если же ищем гамму по уже готовое произведение, то проверяем, какие ещё ноты использовал автор в соло, вступлении, проигрышах (бриджах), в партиях других инструментов (вокал, бас и т.д.) В данном конкретном случае, когда вступает в 51 такте Дисторшн ритм гитара, Овердрайв Гитара как раз акцентировано играет ноту на 14 ладу первой струны - это нота F#. Отсюда делаем вывод, что Фригийский лад нам не подходит, в нём вторая ступень F. В вступлении Акустики в переборах активно используется нота на 3 ладу 2й струны. Это нота D, что значит гаммы в которых D# нам не подходят. Вывод для данной композиции наиболее подходят E_Mimor - E, F#, G, A, B, C, D Aeolian - E, F#, G, A, B, C, D ---------------------------------------------------------------------------------------------------- Пример 2. Композиция Guns N' Roses - Knockin' on heaven's door Итак, имеем 3 аккорда вступления (они идут перебором) на акустике и 3 аккорда Гитары с дисторшином. Выпишем их: -№-аккорда---/-1й(акуст)-/---2й(а)---/--3й(а)--/-1(дистор)-/--2й(д)--/--3Й(д)--/------------ первая струна/---3-(G)---/---2-(F#)--/---------/-----------/---------/---------/------------ вторая струна/---3-(D)---/---3-(D)---/--1-(С)--/-----------/---------/---------/------------ третья струна/---0-(G)---/---2-(A)---/--0-(G)--/-----------/--7-(D)--/--5-(С)--/------------ 4ёртая струна/---0-(D)---/---0-(D)---/--2-(E)--/---5-(G)---/--7-(A)--/--5-(G)--/------------ пятая струна_/---0-(A)---/-----------/--3-(C)--/---5-(D)---/--5-(D)--/--3-(С)--/------------ шестая струна/---3-(G)---/-----------/---------/---3-(G)---/---------/---------/------------ *Примечание: 6 струна - самая толстая; цифры - номер лада, в скобках - названия ноты. Выписываем ноты из аккордов - G, A, D, F#, C, E. Т.к. наиболее распространённая нота в аккордах G, то приняв её за тонику, расположим наши ноты в порядке следования от неё - G, A, C, D, E, F#. Итак есть 6 нот гаммы, 1 осталась. Определим её с помощью Guitar Pro 5 -в гаммах на тональность G, ищем те в которых содержатся наши 6 известных нот. Получаем: G__magor - G, A, B, C, D, E, F# G_Ionian - G, A, B, C, D, E, F# Имея формулу строим аппликатуру гаммы в Exploring Guitar и видим идеальное совпадение её нот с нотами из соло Слеша. ---------------------------------------------------------------------------------------------------- Пример 3. Композиция Dio, Ronnie James - Sunset superman Выпишем аккорды из вступления (хотя там нет 3й ноты, добавим её сами, получив классические рок аккорды) -№-аккорда---/-------1й------/---2й----/------3й-----/-------------------------------- первая струна/---------------/---------/-------------/-------------------------------- вторая струна/---------------/---------/-------------/-------------------------------- третья струна/---8-(Eb/D#)---/--9-(E)--/--6-(Gb/F#)--/-------------------------------- 4ёртая струна/---8-(Bb/A#)---/--9-(B)--/--6-(Db/C#)--/-------------------------------- пятая струна_/---6-(Eb/D#)---/--7-(E)--/--4-(Gb/F#)--/-------------------------------- шестая струна/---------------/---------/-------------/-------------------------------- *Примечание: 6 струна - самая толстая; цифры - номер лада, в скобках - названия ноты + через "/" аналогичное название ноты в диезе и бемоле (Exploring Guitar обозначает полутона в бемолях, а Guitar Pro 5 в диезах) Выпишем ноты из аккордов вступления D#, A#, E, B, G#, C#. Имеем 6 нот гаммы, но тональность выбрать не можем, т.к. ни одна из нот не встретилась в другом аккорде. Как быть? Вариант 1. Выбираем тональность на угад. И ищем в Guitar Pro 5 гамму с соответствующими нотами. Вариант 2. Анализируем произведение дальше (аккорды куплетов, припева, ноты из бриджей и соло) и находя новые ноты из аккордов, смотрим какая из нот встречается чаще сравнивая разные куски произведения. В данном случае выпишем аккорды 1 куплета -№-аккорда---/-------1й------/---2й----/------3й-----/----4й---/---5й----/--------------- первая струна/---------------/---------/-------------/---------/---------/--------------- вторая струна/---------------/--5-(E)--/--7-(Gb/F#)--/---------/---------/--------------- третья струна/---------------/--4-(B)--/--6-(Db/C#)--/---------/---------/--------------- 4ёртая струна/---6-(Аb/G#)---/--2-(E)--/--4-(Gb/F#)--/--2-(E)--/--6-(G#)-/--------------- пятая струна_/---6-(Eb/D#)---/---------/-------------/--2-(B)--/--7-(E)--/--------------- шестая струна/---4-(Аb/G#)---/---------/-------------/--0-(E)--/---------/--------------- Выписываем ноты из аккордов 1 куплета - C#, D#, E, B, F#, G#. Тоже получает 6 нот. Теперь сравним ноты выписанные из вступления с нотами куплета (для облегчения расположим от одинаковой ноты): C#, D#, E, A#, B, G# - вступление C#, D#, F#, E, B, G# - куплет Как видим, разница заключается в нотах F# и A#. Это даёт нам возможность приобщить их в один звукоряд, что даст нам готовую гамму в 7 нот. Кроме того сравнив все 8 аккордов (3 из вступления + 5 из куплета) можно определить, что тоникой могут быть нота G# или E - обе повторились в 3х различных аккордах. Расположим ноты в соответствии с 2мя различными тониками и проверим, есть ли эти гаммы с таким расположением нот по Guitar Pro 5. E, F#, G#, A#, B, C#, D# - Lydian (тональность E) G#, A#, B, C#, D#, E, F# - Aeolian (тональность G#) Обе гаммы аппликатурно идентичны и идеально совпадают с нотами, использованными в соло данного произведения. --------------------------------------------------------------------------------------------------- Дополнения *** 1. Определять ноты по табулатуре (номер струны и лада) очень удобно используя Exploring Guitar опцию Pencil. В ней вы сами наносите ноты на гриф гитары с помощью курсора. Или сделать себе табличку похожую на мою *** 2. Если же у вас наоборот есть риф или соло из нот и вы, определив гамму, хотите подобрать аккорды то у меня есть 2 совета: 1) Выискивать в гамме знакомые аппликатурные формы аккордов (интервалов - 2 ноты), т.е. само расположение пальцев. Вот примеры таких форм. Куда бы их не смещали, вправо / влево по грифу - их трезвучие будет хорошо звучать. Вот к пример таких изысканий в гамме G__magor - G, A, B, C, D, E, F# 2) Выискивайте те аккорды, в которых содержатся наиболее яркие, главные ноты вашего соло/рифа. Яркие главные ноты - те на которых у вас заканчивается/ начинается фраза; они звучать дольше других; на них вы делаете бенд или вибрато; на этих нотах держится мелодия. 3)Располагайте аккорды так, чтобы они соответствовали последовательности вашей мелодии, поддерживали ваши главные ноты из соло. *** 3. В Guitar Pro 5 советую искать гаммы с Magor Scale по Blues Minor, и потом с Ionian Mode по Ionian Harmonic Mode. Лично на моё мнение это наиболее широко распространенные гаммы для РОК жанров. --------------------------------------------------------------------------------------------------- Ссылка на архив с файлами Guitar Pro использованных в примерах. http://www.megaupload.com/?d=V7KD7N74 P.S. Аппликатуры не вполне нормально могут отобразится на форуме, т.к шрифт не совпадает с шрифтом в котором я писал статью. Скопируйте текст в стандартную программу Windows – блокнот (в полноэкранном режиме), всё будет нормально.

Бенд: Дельную статью ты написал. Думаю многим она поможет. А можно ли обойтись без второй программы? Т.е. все сделать как ты описал, записать аккорды, выявить тонику и просто в "гитар про" подобрать гамму так как ты и описывал?


Captain Black: Не хочется обидеть автора,статья качественная и дельная,только вот люди которые это всё разберут они в принципе уже умеют,а новички неблагодарно разбегутся как увидят все эти ужасы)))

Vallery: Captain Black

[Nitro_ONO2]: Пока не загориться лампочка желания в одном месте, толку не будет даже от самой крутой обучалки, за то нам интерестно

hammet: Труд титанический!!! Респект автору!!! НО! Разбирая эту консерваторскую выкладку, мне показалось, что сольфеджио проще и понятней...

Captain Black: hammet пишет: НО! Разбирая эту консерваторскую выкладку, мне показалось, что сольфеджио проще и понятней... плюс один.а ещё проще и понятней врубаться во всё на практике и с помощью гитар про,а потом уже соваться во все тяжкие

vest82: Бенд Да можно и без 1 и без второй проги. Обходясь листиком бумаги. Выписываешь известые ноты, распределяешь по грифу и уже по своему вкусу добавляешь недостающие. На тему сольфеджио (выдержка из wikipedia.org): Сольфе́джио (итал. solfeggio — от названия музыкальных нот соль и фа) — многозначный музыкальный термин, означающий: учебную дисциплину, предназначенную для развития музыкального слуха и музыкальной памяти, включающую сольфеджирование (сольмизацию), музыкальный диктант, анализ на слух[1]; сборники упражнений для одно- или многоголосного сольфеджирования или анализа на слух[источник не указан 619 дней]; специальные вокальные упражнения для развития голоса, называемые также вокализами[1]; то же, что и сольмизация[2]. Сольфеджио — начальные вокальные упражнения в чтении нот без текста. При пении мелодии сольфеджио каждая её нота называется. Сольфеджио как упражнения располагаются в сборнике с постепенным переходом от более лёгких к более трудным. Сольфеджио пишутся во всех мажорных и минорных тональностях и во всех ключах для разных голосов, как женских, так и мужских. Преимущественно пишутся сольфеджио одноголосные, но бывают двух- и трёхголосные, цель которых состоит в приучении поющего петь самостоятельно свою партию, не сбиваясь вследствие исполнения остальных партий другими голосами. В консерваториях на сольфеджио обращается особое внимание как на вернейший способ для развития слуха и способности скоро и верно читать всякого рода музыку (см. Силлабизация) ----------- Вот это по мне пускатся во все тяжкие. Т.е. пока ты на слух выучишь все гаммы, пропевая каждую из них при этом играя на гитаре, и потом приловчишься различать уже по аккорду (их комбинации) нужную тебе гамму...Это по мне титанический труд, хотя осуществив его ты Мегачеловек с МегаПамятью и Мегаслухом... Моё же для более простого и быстрого достижения результата. Нужна гамма к акордом - пару манипуляций (при наличии вышеуказанных програм) и Вуаля. И наоборот, нужны аккорды к гамме тоже, кое какие манипуляции я описал. Пусть каждый пользуется тем, что ему удобно. Дальше дискуссию на эту тему продолжать не собераюсь. PS. Маленькая поправка в опечатку о гаммах к Дио E, F#, G#, A#, B, C#, D# - Lydian (тональность E) G#, A#, B, C#, D#, E, F# - Aeolian (тональность G#)



полная версия страницы